Референдум блокирует реформу в Таиланде

Споры о референдуме по конституции в Таиланде блокируют реформу, затягивая политический кризис и вызывая разногласия между парламентом и сенатом.

Референдум блокирует реформу в Таиланде
Золотая чаша на фоне вечернего неба: символ надежды на конституционную реформу в Таиланде, или новые препятствия на пути к переменам?

Бангкок. Несмотря на широкую поддержку пересмотра конституции в Палате представителей Таиланда, процесс её изменения оказался сложным и затяжным. Основная проблема — проведение референдума, необходимого для утверждения существенных изменений в основной закон страны.

Действующая, 20-я по счёту, конституция Таиланда (2017 года) многими воспринимается как пережиток военного правления. Её разработка и принятие проходили при поддержке Национального совета мира и порядка (NCPO), приведшего к власти администрацию Праюта Чан-о-чи. Критики указывают на временное положение, позволявшее назначенному NCPO Сенату участвовать в выборах премьер-министра наряду с депутатами Палаты представителей. Это положение помешало Пита Лимджароенрату, лидеру Партии будущего (PP), занять пост премьер-министра после выборов прошлого года: сенаторы проголосовали против его кандидатуры. Премьер-министром стал Сеттха Тхависин (партия «Пхыа Тхаи»). Хотя действие этого положения истекло в мае этого года (после замены назначенных NCPO сенаторов на избранных представителей), критика конституции не утихает.

Оппозиционная партия «Пхыа Тхаи» и правящая Народная партия выступают за упрощение и ускорение референдума, в частности, за отмену правила «двойного большинства». Это правило (Закон о референдуме) требует участия более 50% избирателей, причём большинство из них должно проголосовать «за». Критики считают его чрезмерно сложным и препятствующим принятию важных законов, особенно поправок к конституции.

Споры вокруг правила «двойного большинства» разделили Палату представителей. В январе партия «Пхыа Тхаи» обратилась в Конституционный суд за разъяснением о количестве необходимых референдумов. Суд постановил: три. Однако партия «Пхыа Тхаи» и распущенная оппозиционная партия «Движение вперёд» (MFP), предшественница PP, выступали за два референдума (для экономии времени и средств). Они представили спикеру Палаты представителей Ван Мухамаду Нур Мату два соответствующих законопроекта.

В апреле кабинет министров одобрил поправки к Закону о референдуме 2021 года, отменяющие правило «двойного большинства». В июне Палата представителей приняла к рассмотрению четыре законопроекта, предусматривающих замену «двойного большинства» на «простое» (более половины поданных голосов).

Однако Сенат выступил против, настаивая на сохранении высокого порога для принятия важных национальных решений. В результате создан совместный комитет обеих палат для урегулирования разногласий. Не достигнув консенсуса, комитет объявил 180-дневный «период охлаждения» перед возобновлением рассмотрения поправок к Закону о референдуме.

Это означает, что пересмотр конституции не будет завершён в срок полномочий нынешнего правительства. После «периода охлаждения» Палата представителей может настоять на принятии законопроекта с «простым большинством».

Бывший вице-премьер и эксперт по правовым вопросам Виссану Крея-нгам считает, что референдум создаёт непреодолимые юридические и технические препятствия для полного пересмотра конституции в текущий срок полномочий Палаты представителей. Альтернатива — поэтапное внесение поправок в отдельные разделы конституции (без референдума).

Таким образом, несмотря на политическую волю к изменению конституции, процесс её реформирования в Таиланде столкнулся с серьёзными трудностями, и его завершение в обозримом будущем остаётся под вопросом.

Bamboo Post

, , , ,