Буддизм и экотуризм укрепляют связь Индонезии и Таиланда

Общие буддийские корни и экотуризм укрепляют отношения Индонезии и Таиланда: особое внимание уделяется Боробудуру и местным сообществам.

Буддизм и экотуризм укрепляют связь Индонезии и Таиланда
Буддийский монах в Боробудуре: религия и экотуризм укрепляют связи Индонезии и Таиланда.

Индонезия и Таиланд стремятся укрепить двусторонние отношения, используя общие буддийские корни и сотрудничество в сфере устойчивого туризма. Обе страны рассматривают духовную и культурную дипломатию как инструмент для поддержки местных сообществ и защиты священных мест.

Эта тема была ключевой на праздновании «Waisak di Borobudur 2025», прошедшем 12 мая в храме Боробудур в Центральной Яве. Организаторами выступили индонезийская государственная туристическая компания InJourney и Федерация буддийских организаций Walubi, собрав монахов, чиновников и лидеров туриндустрии со всей Юго-Восточной Азии.

Несмотря на логистические сложности, особенно отсутствие прямых авиарейсов между Бангкоком и Джокьякартой, сотрудничество в области буддизма и экотуризма открывает широкие перспективы для долгосрочного взаимодействия, утверждают организаторы.

«Таиланд и Индонезия связаны не только религией, но и общими ценностями», — подчеркнула Фебрина Интан, директор туристического парка Боробудур. «Мы можем совместно развивать устойчивый туризм, который будет поддерживать местную экономику, сохраняя при этом священный характер нашего наследия».

Боробудур, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и крупнейший в мире буддийский памятник, находится в центре стратегии Индонезии по развитию устойчивого туризма. Помимо древних каменных ступ и сотен статуй Будды, он позиционируется как духовное место, а не просто туристическая достопримечательность.

В настоящее время TWCB (Taman Wisata Candi Borobudur) ограничивает ежедневное количество посетителей до 1200 человек, максимум 150 человек за один заход, чтобы сохранить храм для будущих поколений. «Мы ограничиваем количество посетителей в день, требуем от паломников носить „Upanat“ — экологически чистые сандалии местного производства — и внедряем 100% электрические транспортные средства в окрестностях», — пояснила Фебрина Интан. «Речь идет не просто о количестве посетителей, а о том, чтобы каждый шаг вел в правильном направлении».

Эти инициативы соответствуют опыту Таиланда в развитии духовного туризма и управлении наследием. Будучи страной с буддийским большинством, Таиланд давно разработал собственные практики туризма, основанного на осознанности. Фебрина Интан считает, что опыт Таиланда в буддийской медитации и вовлечении сообществ может обогатить трансформацию Боробудура.

Особое внимание уделяется вовлечению местного населения. Новый рыночный центр Боробудура, Kampung Seni, теперь объединяет около 2000 торговцев, ранее разбросанных по территории памятника. Цель — обеспечить более чистое окружение и улучшить средства к существованию для местных жителей. Устойчивый туризм в данном контексте направлен как на защиту мирового наследия, так и на расширение прав и возможностей людей.

Религиозное сотрудничество исторически является одним из столпов тайско-индонезийских отношений. Пхра Дхаммавуддхо Тхера, также известный как Пхра Виктор Кусума, вице-председатель Национального комитета Весак Индонезии, напомнил, что тайские монахи заложили основу буддизма Тхеравады в Индонезии.

«В 20 веке Сомдей Пхра Яннасангвара, Верховный Патриарх Таиланда, направил монахов в Индонезию. Теперь у нас более 200 рукоположенных индонезийцев и около 500 храмов, принадлежащих к секте Дхаммают», — отметил он.

Пхра Виктор, который сам был рукоположен в Ват Дебсириндравас в Бангкоке, подчеркнул, что монашеская связь между странами остается прочной. Тайские монахи продолжают учить и рукополагать в Индонезии, а также активно развиваются академические партнерства.

Запущенная недавно докторская программа в области глобального буддизма — совместный проект индонезийского Института Налады и тайского Технологического университета Раджамангала Крунгтеп — является шагом к общему буддийскому академическому будущему. Он предложил дальнейшее сотрудничество посредством совместных буддийских семинаров, студенческих обменов и стипендий для индонезийцев для обучения в Таиланде.

Несмотря на общее видение и растущий интерес, особенно среди тайских паломников, стремящихся совершить духовное путешествие в Боробудур, сохраняются логистические барьеры. Прямые рейсы между Бангкоком и Джокьякартой по-прежнему недоступны.

Майя Ватано, директор InJourney, признала эту проблему. «Мы работаем с авиакомпаниями над созданием маршрутов через Джакарту или Бали. Тем не менее, мы наблюдаем рост числа тайских посетителей на Весак, поэтому в скором времени мы запустим специальный пакет духовных путешествий, предназначенный для тайских туристов».

Заместитель министра креативной экономики Индонезии Ирен Умар заверила, что правительство стремится решить вопросы связи. «Наши министры транспорта и инфраструктуры поддерживают это. Мы также тесно сотрудничаем с министерствами культуры, религии и туризма для поддержки этого видения».

Для обеих стран предстоящий путь — не только физический, но и духовный. Как отметила Фебрина Интан, «Речь идет не только о туризме или буддизме, но и о создании прекрасных совместных историй».

Сотрудничество между Таиландом и Индонезией в области буддизма и экотуризма — это пример успешной культурной дипломатии, способствующей укреплению двусторонних отношений и развитию местных сообществ. Этот опыт может быть полезен и другим странам, стремящимся использовать культурное наследие для развития туризма и укрепления международных связей. Интересно, как этот опыт можно применить в России, учитывая богатое культурное наследие и растущий интерес к духовным практикам.

Bamboo Post

, ,