Тайские студенты видят возможности ИИ, несмотря на риски

Тайские студенты осознают риски ИИ для рынка труда, но и видят возможности, особенно в творческих областях.

Тайские студенты видят возможности ИИ, несмотря на риски
Пустая аудитория: тайские студенты готовятся к будущему, наполненному ИИ.

БАНГКОК, 18 июля 2025 года — По мере того как системы искусственного интеллекта (ИИ) все чаще берут на себя задачи начального уровня, от анализа данных до создания контента, опрос среди тайских студентов университетов показывает, что они подходят к этой технологии со сдержанным беспокойством, а не с откровенным страхом. Молодые специалисты осознают вызовы, которые ИИ бросает рынку труда, но также видят в нем и возможности для повышения эффективности работы.

Все чаще звучат прогнозы о том, что искусственный интеллект может существенно сократить число рабочих мест для начинающих специалистов. Дарио Амодей, генеральный директор компании Anthropic, предсказывает, что ИИ может ликвидировать половину всех офисных рабочих мест начального уровня в течение пяти лет. В США уровень безработицы среди выпускников колледжей подскочил до 5,8%, а опросы в сфере управления персоналом показывают, что 90% руководителей, скорее всего, предпочтут не нанимать недавних выпускников, а вместо этого обратятся к фрилансерам или вышедшим на пенсию работникам.

Главная причина беспокойства тайских студентов, по их собственным словам, — экономическая выгода, которую компании видят во внедрении ИИ. Многие респонденты упоминали, что компании могут предпочесть ИИ, «потому что это более экономично», «не требует высокой заработной платы и снижает затраты на наем рабочей силы». Удобство использования ИИ, помноженное на экономию средств, создает непростую обстановку для выпускников, несмотря на текущие ограничения технологии. Один из студентов отметил, что «всем нравится использовать ИИ, потому что это просто. Просто нажми и введи, и ты сразу получишь ответ».

Различные области знаний сталкиваются с разной степенью непосредственной угрозы со стороны ИИ, что напрямую влияет на уровень беспокойства студентов. Реакции варьируются от «очень боюсь» до «совсем не переживаю», при этом многие оценивают свои опасения примерно на 50%. Студенты, изучающие перевод и создание контента, выражают наиболее серьезные опасения, поскольку эти профессии в первую очередь подвержены риску вытеснения. Однако, как отметили сами студенты, эффективный перевод предполагает понимание «культуры языка» и творческую адаптацию, на которые ИИ пока не способен.

Студенты, специализирующиеся в маркетинге и журналистике, видят смешанное влияние ИИ. В то время как сбор информации становится проще, студенты отмечают, что, например, fashion-журналистика требует «человеческого прикосновения», поскольку «искусство и мода довольно субъективны». Наименьшее беспокойство выражают студенты инженерных, юридических и психологических факультетов. Один из студентов-инженеров подчеркнул, что «если люди не подписывают и не утверждают структуры и различные проекты, то кто будет нести ответственность, когда возникнут проблемы? ИИ не может нести ответственность».

Интересно, что студенты, имеющие непосредственный опыт работы с инструментами ИИ, часто демонстрируют более взвешенные взгляды. Один из студентов юридического факультета поделился: «Однажды я использовал его, чтобы помочь в работе, он был неплох, но я не доверял ему и сделал все сам. ChatGPT выдал мне совершенно неверные юридические положения».

Несмотря на различный уровень обеспокоенности, студенты единодушно выделяют уникальные человеческие качества, которые ИИ не может воспроизвести: эмоциональный интеллект, этические суждения, культурную чувствительность и умение творчески решать проблемы. Студенты подчеркивают, что ИИ может обладать профессиональными навыками, но ему «не хватает этики, эмоций, мыслей и чувств». Важным аспектом остается и ответственность за принятые решения.

Тайские выпускники не отрицают влияние ИИ и не поддаются панике. Вместо этого они разрабатывают стратегические подходы, чтобы оставаться востребованными на рынке труда:

  • Они выделяют уникальные человеческие качества, которые ИИ не может воспроизвести.
  • Имеют практический опыт работы с инструментами ИИ и понимают их ограничения.
  • Видят в ИИ потенциал для повышения эффективности работы при сохранении человеческого контроля.

Вместо того чтобы рассматривать ИИ как экзистенциальную угрозу, студенты видят в нем возможность для сотрудничества. Как выразился один из студентов: «Я вижу, что ИИ приходит, чтобы помочь облегчить работу, а не украсть рабочие места в моей области».

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, экономика, студенты, университеты, тайский бат.

Bamboo Post

, ,