Король Таиланда решает судьбу парламента на фоне кризиса

Политический кризис в Таиланде: исполняющий обязанности премьера отрицает нестабильность, но решение о роспуске парламента за королем.

Король Таиланда решает судьбу парламента на фоне кризиса
Высшие должностные лица Таиланда в униформе, на фоне политической турбулентности.

БАНГКОК — Политическая ситуация в Таиланде остается напряженной после отстранения премьер-министра Пеатхонгтарн Чинават и последовавшей за этим перестановки в кабинете министров. Заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Пхумтхам Вечаячай временно исполняет обязанности премьер-министра. Оппозиционные партии оказывают на него давление, требуя воспользоваться своими полномочиями для роспуска парламента на фоне сохраняющейся политической неопределенности.

Отстранение Пеатхонгтарн Чинават Конституционным судом спровоцировало реорганизацию кабинета и усилило призывы оппозиционных депутатов к роспуску парламента. Возникшая ситуация породила сложные конституционные вопросы о пределах полномочий исполняющего обязанности премьер-министра в этот переходный период.

Исполняющий обязанности премьер-министра отрицает нестабильность в правительстве

Отвечая на вопросы журналистов о полномочиях исполняющего обязанности премьер-министра по роспуску парламента, Пхумтхам Вечаячай заявил, что конкретные обсуждения по этому вопросу не проводились. Он подчеркнул свою приверженность поддержанию правительственной деятельности и решительно опроверг утверждения о нестабильности в администрации.

Подобная сдержанная реакция исполняющего обязанности премьер-министра отражает ту непростую конституционную обстановку, в которой ему приходится работать в качестве временного руководителя в этот период политического перехода.

Эксперт по праву разъясняет конституционные полномочия

Наринпонг Джинафак, президент Ассоциации юристов Таиланда, предоставил важные разъяснения по тайскому конституционному праву в это непростое время политического транзита. Его подробный юридический анализ, опубликованный на странице ассоциации в Facebook, касался трех ключевых конституционных вопросов, возникших в связи с текущей ситуацией.

Отстраненный премьер-министр сохраняет министерский пост

Касательно того, может ли отстраненный премьер-министр продолжать исполнять обязанности министра культуры, Наринпонг Джинафак подтвердил, что это допустимо. Он пояснил, что постановление Конституционного суда об отстранении является временной защитной мерой в соответствии со статьей 170, пунктом 3, в сочетании со статьей 82, пунктом 2 Конституции.

Важно отметить, что суд не постановил, что премьер-министр прекратил исполнять обязанности министра в соответствии с соответствующими конституционными положениями. Таким образом, отстраненный премьер-министр сохраняет квалификацию для занятия должности министра культуры и может продолжать выполнять эти конкретные обязанности. Отмечается, что после отстранения от должности премьер-министра Пеатхонгтарн Чинават прибыла в правительственный дом, чтобы принести присягу в качестве министра культуры перед королём Махой Вачиралонгкорном и королевой Сутхидой.

Исполняющий обязанности премьер-министра может провести церемонию приведения к присяге нового кабинета министров

Юридический эксперт также пояснил, что заместитель премьер-министра Сурия Джуангронгруангкит, как старший министр и нынешний исполняющий обязанности премьер-министра, обладает полномочиями для проведения церемонии приведения к присяге нового кабинета министров перед королем.

Наринпонг Джинафак подчеркнул, что роль премьер-министра в этом контексте носит церемониальный характер — просто вести новых министров на аудиенцию к королю для принесения присяги. Поскольку каждый министр должен индивидуально произнести предписанную присягу в соответствии со статьей 161 Конституции, а ранее приведенным к присяге министрам не нужно повторять этот процесс, исполняющий обязанности премьер-министра может законно проводить эту церемонию.

Роспуск парламента

Что касается наиболее актуального вопроса о роспуске парламента, Наринпонг Джинафак дал четкое разъяснение. Он подчеркнул, что роспуск парламента не входит в непосредственную компетенцию премьер-министра, а остается прерогативой монарха, как прямо указано в статье 103 Конституции: «Король имеет право распускать Палату представителей».

Роль премьер-министра ограничена консультированием короля по вопросу о роспуске или внесением официального предложения. Эта консультативная функция является частью обычных обязанностей премьер-министра, а не его исключительной личной компетенцией, что отличает ее от полномочий, таких как назначение или отстранение министров, которые являются личной прерогативой премьер-министра.

Важно отметить, что, хотя исполняющий обязанности премьер-министра может давать советы или вносить предложения о роспуске парламента, Конституция не обязывает короля следовать этим советам. Роспуск парламента в конечном итоге остается на усмотрение монарха, который может руководствоваться королевским решением относительно его целесообразности.

Эта конституционная структура означает, что даже если давление со стороны оппозиции увенчается успехом и побудит исполняющего обязанности премьер-министра запросить роспуск, окончательное решение остается полностью за монархией, что добавляет еще один уровень сложности к нынешней политической динамике Таиланда.

Что касается влияния политической нестабильности на туризм в Таиланде, популярное направление для российских туристов, пока сложно оценить прямые последствия. Однако, как показывает опыт, политическая стабильность является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций и поддержания туристической индустрии, от которой зависят многие тайские острова, такие как Ко Куд.

Bamboo Post

, ,