Закрытие границы Таиланд-Камбоджа: бизнес несет миллиардные убытки

Военные приоритеты Таиланда остановили поток товаров в Камбоджу, обнулив ежедневный торговый оборот в 100 миллионов батов

Грузовой транспорт на границе Таиланда и Камбоджи. Из-за закрытия КПП торговля и экономика региона несут серьёзные потери.
Грузовой транспорт на границе Таиланда и Камбоджи. Из-за закрытия КПП торговля и экономика региона несут серьёзные потери.

По информации издания «Каосод», приграничные торговцы и предприятия в таиландских провинциях Чантабури и Трат призывают власти ослабить ограничения и вновь открыть контрольно‑пропускные пункты на границе с Камбоджей. Закрытие, длящееся почти два месяца, привело к обвалу ежедневного объема торговли со 100 миллионов тайских батов (около 2,75 млн долларов США) до нуля, что вызывает значительные экономические потери и угрозу массовых увольнений. На фоне этого тайские товары активно вытесняются китайской и вьетнамской продукцией.

Представители японского частного сектора также отмечают, что текущая ситуация негативно влияет на инвестиции в рамках проектов «Таиланд плюс один» (Thailand Plus One). Эта стратегия предполагает использование Камбоджи как производственной базы, дополняющей операции компаний в Таиланде. Тем не менее, тайские военные чиновники сохраняют твёрдую позицию по вопросам безопасности, отказываясь разрешить повторное открытие контрольно‑пропускных пунктов.

Националистические настроения блокируют прогресс

Первое специальное заседание Генерального пограничного комитета (GBC) Таиланда и Камбоджи состоялось 10 сентября 2025 года в камбоджийской провинции Кох Конг. На встрече обсуждались ключевые экономические вопросы, что вселило надежду в деловые круги приграничных провинций Чантабури и Трат на смягчение пограничной политики в отношении грузовых перевозок. Эти районы традиционно считаются менее напряжёнными по сравнению с другими пограничными участками. Япония, имеющая значительные инвестиции в регионе, поддерживает усилия по восстановлению приграничного сообщения.

Однако, как сообщает «Каосод», националистические настроения в тайских социальных сетях и твёрдая позиция военных лидеров страны препятствуют реализации достигнутых на переговорах договорённостей, оставляя деловые группы в состоянии неопределённого ожидания.

Экономические последствия для приграничной торговли

Джатупат Руксахакул (Jatupat Ruksahakul), заместитель председателя Ассоциации пограничной торговли провинции Трат и крупный экспортёр в Камбоджу, сообщил изданию «Прачачат Бизнес» (Prachachat Business) о своей поддержке возобновления работы контрольно‑пропускных пунктов. Это, по его мнению, облегчит положение операторов. После окончательного закрытия пограничного контрольно‑пропускного пункта Бан Хат Лек (Ban Hat Lek) в районе Кхлонг Яй (Khlong Yai) провинции Трат почти два месяца назад, доходы торговых и экспортных компаний упали до нуля с прежних ежедневных показателей, достигавших почти 100 млн тайских батов.

«Общество должно использовать разум для решения проблем и смотреть за пределы аспектов безопасности. Стоимость пограничного экспорта превышает 100 миллиардов тайских батов, в то время как импорт составляет менее 50 миллиардов батов. Текущее воздействие заключается в том, что тайские товары вытесняются китайской и вьетнамской продукцией. Решение, которое может быть согласовано, должно быть обсуждено на форуме GBC, где при рассмотрении вопроса об открытии грузовых перевозок следует разрешать продукты с соответствующими разрешениями на транспортировку», — подчеркнул Джатупат.

Вытеснение тайских товаров

Источники экспорта в Камбоджу в провинции Трат сообщили «Прачачат Бизнес», что с момента окончательного закрытия пограничного перехода Бан Хат Лек в конце июля 2025 года серьёзно пострадали посредники. Эти торговцы обычно закупают товары у различных фабрик в Таиланде и экспортируют их в города по всей Камбодже, но теперь не могут осуществлять экспорт уже более месяца.

Объёмы продаж упали до нуля с обычных ежемесячных доходов, достигавших десятков миллионов тайских батов. Товары вынуждены храниться на складах, поскольку альтернативные маршруты транспортировки через Лаос и Вьетнам оказываются нерентабельными. Это связано с чрезвычайно высокими дополнительными затратами, включая аренду контейнеров по 50 000 тайских батов (около 1 370 долларов США) за одну поездку и значительно возросшие транспортные сборы. В случае возобновления работы контрольно‑пропускного пункта Бан Хат Лек трансграничная доставка клиентам была бы ближе и удобнее, так как основные рынки находятся в Кох Конге, Пномпене и Сиануквиле.

В настоящее время местный рынок провинции Трат не способен поглотить все эти объёмы товаров. Некоторые напитки, производимые в Таиланде, специально адаптированы под предпочтения камбоджийских потребителей. Эти товары вынуждены конкурировать с продукцией, уже доминирующей на рынке. Возрастают опасения окончательной потери доли рынка в пользу Китая и Вьетнама. Если закрытие контрольно‑пропускного пункта продлится ещё 3–4 месяца без возможности экспорта, многие операторы, транспортные и судоходные компании будут вынуждены увольнять работников, что приведёт к росту уровня безработицы.

Падение производства и замена на рынке

Тосапол Круалой (Tosapol Kruealoy), управляющий директор компании Theppornchaiutsahakam Limited в провинции Трат, производителя рыбного соуса под брендом «Сам Кратай» (Sam Kratai), сообщил «Прачачат Бизнес», что возобновление работы контрольно‑пропускных пунктов в Трате и Чантабури принесёт значительное облегчение операторам. Ранее 70% производимого рыбного соуса экспортировалось в Камбоджу, но при полной остановке экспорта лишь 30% удаётся реализовать внутри страны. Производственная мощность, которая ранее использовалась ежедневно, теперь сокращена до одного раза в две недели. В случае сохранения текущих условий ещё на 3–4 месяца, увольнения сотрудников станут неизбежными.

«Рыбный соус марки „Сам Кратай“, который прочно закрепился на камбоджийском рынке, теперь заменяется вьетнамским рыбным соусом, имеющим преимущество в виде более низких затрат и дешёвой цены. Потребуется много времени, чтобы восстановить и вернуть доверие клиентов к тайской продукции, особенно учитывая более высокие производственные издержки по сравнению с Вьетнамом. Камбоджийцы потребляют вьетнамский рыбный соус уже более двух месяцев», — подчеркнул Тосапол.

Обеспокоенность японских инвесторов

Тем временем, 12 сентября 2025 года на сайте Японской внешнеторговой организации (JETRO) были опубликованы результаты 30-й совместной японо‑камбоджийской конференции государственного и частного секторов. Конференция, состоявшаяся 3 сентября 2025 года в Пномпене, была посвящена улучшению деловой среды для японских компаний и включала призывы к возобновлению работы сухопутных границ.

Посол Японии в Камбодже Уэно Ацуши (Ueno Atsushi) затронул вопрос текущего закрытия сухопутной границы с Таиландом и призвал к скорейшей нормализации логистики. Он отметил, что если закрытие продолжится, Камбоджа может потерять свою привлекательность как инвестиционное направление для стратегии «Таиланд плюс один».

Председатель Японской деловой ассоциации Камбоджи (JBAC) Коджи Фукухара (Koji Fukuhara) также рассказал об экономических потерях, с которыми сталкиваются компании‑члены, отсрочке планов по расширению и влиянии корректировок производства на камбоджийских рабочих, призывая к возобновлению пограничной логистики.

Твёрдая позиция Таиланда по безопасности

Несмотря на растущее экономическое давление, генерал Наттапол Накпанич (Nattapol Nakpanich), заместитель министра обороны и исполняющий обязанности министра обороны Таиланда, издал приказ. Согласно ему, вопрос об ослаблении каких‑либо ограничений на грузовые перевозки не будет рассматриваться без существенного прогресса в выполнении соглашений относительно: 1. Вывода тяжёлых вооружений из приграничных районов. 2. Совместных операций по разминированию. 3. Конкретных мер по борьбе с мошенниками на уровне, способствующем взаимному доверию.

Премьер‑министр Таиланда Анутин Чарнвиракул (Anutin Charnvirakul) чётко заявил 13 сентября 2025 года, что таиландско‑камбоджийская граница откроется только тогда, когда оружие перестанет быть направленным друг на друга. Он подтвердил, что в настоящее время этого не происходит, и он обязан прислушиваться к голосу народа.

Практические выводы для читателей

Текущая ситуация на границе Таиланда и Камбоджи создаёт значительную неопределённость для всех, кто зависит от приграничных перевозок и торговли. Для русскоязычных экспатов, туристов и цифровых кочевников, находящихся в регионе, это может означать следующие последствия:

  • Торговля и цены: Возможно увеличение цен на импортные товары в приграничных районах Камбоджи, а также снижение доступности некоторых тайских продуктов, заменённых китайскими и вьетнамскими аналогами.
  • Логистика: Возможны сложности с наземными перевозками между Таиландом и Камбоджей, если вы планируете перемещение товаров или личных вещей. Альтернативные маршруты через Лаос и Вьетнам значительно дороже и сложнее.
  • Безопасность: Заявление премьер‑министра Таиланда о «направленном друг на друга оружии» указывает на сохраняющиеся проблемы безопасности в приграничных зонах. Рекомендуется проявлять осторожность и следить за официальными предупреждениями при планировании поездок в эти регионы.
  • Экономическая ситуация: Замедление приграничной экономики может косвенно повлиять на общий экономический климат в провинциях Трат и Чантабури, потенциально затрагивая сферу услуг и занятость.

Рекомендуется внимательно отслеживать официальные сообщения правительств Таиланда и Камбоджи, а также новости из надёжных источников, касающиеся статуса пограничных переходов и развития ситуации.

Bamboo Post

, , ,

Поиск недорогих авиабилетов
Powered by 12Go system