Деревня Бан-Джамрунг в Районге стала самодостаточной

Община Таиланда, следуя Королевской философии, за четверть века превратилась из проблемной в стабильную, развивая агротуризм и органическое земледелие

Чартчай Луангчарен, лидер общинного учебного центра, у дерева в деревне Бан-Джамрунг, ставшей образцом устойчивого развития Таиланда.
Чартчай Луангчарен, лидер общинного учебного центра, у дерева в деревне Бан-Джамрунг, ставшей образцом устойчивого развития Таиланда.

Как сообщает Бангкок Пост, таиландская деревня Бан-Джамрунг (Ban Jamrung) в районе Клэнг (Klaeng) провинции Районг (Rayong) за последние 25 лет претерпела значительные преобразования. Она стала образцом устойчивого развития, основанного на философии экономики достаточности Его Величества Короля Пхумипона Адульядета Великого. Под руководством Чартчая Луангчарена, лидера местного учебного центра, бывшая проблемная сельскохозяйственная община теперь процветает за счет органического земледелия и агротуризма.

История Бан-Джамрунг насчитывает почти 150 лет. Первые поселенцы мигрировали вглубь суши от побережья в поисках плодородных земель, осев у канала Джамру (Jamru Canal). Название «Джамру», происходящее из языка этнической группы чонг, означает «небольшой водный путь». Со временем оно трансформировалось в современное название деревни.

До 2000 года, когда Чартчай Луангчарен, бывший староста деревни и лидер общинного учебного центра, начал активно развивать Бан-Джамрунг, она была типичной сельской общиной. Фермеры страдали от долгов, зависели от химических удобрений и внешних рынков, сталкиваясь с плохими урожаями и отказами в продаже продукции. Сам Чартчай, будучи фермером, выращивающим рис, дурианы и каучук, вспоминал: «Мы усердно работали, но это никогда не приносило нам настоящей безопасности».

Перемены начались, когда всего десять соседей Чартчая согласились экспериментировать с философией экономики достаточности, разработанной Его Величеством Королем Пхумипоном Адульядетом Великим. Эта философия, известная как Sufficiency Economy Philosophy (SEP), призывает к умеренности, разумности и самодостаточности. Она акцентирует внимание на устойчивом развитии и жизнестойкости, а не на максимальной прибыли. Их целью была стабильность, а не богатство.

Вдохновение пришло и от Самруенга Динана, 68-летнего председателя деревенского центра обучения природному земледелию. Он вспоминал, что около 30 лет назад его бабушка научила его натуральному земледелию без использования химикатов. Она также показала, как производить компост вместо покупки удобрений, чтобы избежать загрязнения почвы и водных источников. Эту идею Самруенг обсуждал с друзьями, включая Чартчая, что впоследствии привело к созданию учебного центра.

Как отмечает Самруенг, ключевым стало принятие принципа самообеспечения, следующего философии экономики достаточности Короля Пхумипона Адульядета Великого. Он цитирует: «Мы сначала выращиваем для собственного потребления, а излишки продаем, ставя счастье выше денежной выгоды». Однако изменения не произошли мгновенно. Потребовалось десять лет, чтобы принципы экономики достаточности и самообеспечения укоренились в сознании и повседневной практике жителей. Они постепенно возвращались к органическому земледелию, отказываясь от гербицидов и химикатов.

Провал стал неотъемлемой частью процесса обучения. «Владельцы проблем должны решать проблемы сами — это ключевой принцип»,— поясняет Чартчай. Жители совместно обсуждали пути решения возникающих трудностей. Например, когда их дурианы были слишком мелкими для рынка или их было слишком много, они нарезали их ломтиками и делали хрустящие чипсы.

Жители также научились перерабатывать другую продукцию. Прибрежную рыбу превращали в рыбный соус. Местные травы, такие как кардамон, использовали для производства ингаляторов, которые теперь пользуются спросом даже у шведских жителей, проживающих поблизости от деревни. Рис с низкой рыночной стоимостью дистиллировали в 40-градусный спирт и настаивали на травах для получения дополнительной пользы для здоровья. Эти инновации значительно сократили отходы, повысили ценность продукции и помогли уменьшить задолженность.

Маркетинг оказался еще одним препятствием. Первый «Зеленый рынок», открытый два десятилетия назад, провалился за несколько месяцев. Однако эта неудача подтолкнула общину к развитию туризма. Сады открыли свои ворота для привлечения отдыхающих с побережья, приглашая посетителей попробовать свежие фрукты прямо с ферм. Сегодня 200 садов ежедневно принимают туристов, превратив тактику выживания в процветающее направление агротуризма.

Успех Бан-Джамрунг также основан на принципе сетевого взаимодействия. Местная экономика охватывает пять взаимосвязанных модулей: органическое производство, переработка, маркетинг, туризм и коммуникации, отмечает Чартчай. Эта интегрированная система развивалась на протяжении десятилетий благодаря сотрудничеству с аспирантами, приезжими исследователями и государственными учреждениями.

В деревне создано более 40 групп, отражающих разнообразные навыки и интересы. Среди них — банк отходов, крабовый банк, молодежный музыкальный клуб и гостевые дома. Ежемесячные встречи направлены на решение проблем внутри каждой группы. Особое внимание уделяется привлечению молодого поколения. Это делается для того, чтобы выпускники могли найти работу по душе в своей деревне, не покидая семьи ради заработка в городах.

После более чем двух десятилетий преобразований Чартчай Луангчарен считает, что его община достигла стабильности. «Стабильность измеряется по четырем параметрам: сильные личности, эффективное мышление, функциональные группы и качество жизни»,— размышляет он. — «Эти ценности составляют основу успеха Бан-Джамрунг. Если сильны личности, сильна система. Если сильны группы, сильна община».

Руководящая философия Чартчая проста, но глубока. Он утверждает: «Экономика достаточности — это щедрость и обмен. Когда наша община становится сильной, она служит моделью для других, чтобы учиться и внедрять для устойчивого развития». Вспоминая путь от десяти скептически настроенных соседей до тысячи решительных жителей, Чартчай улыбается: «Мы не стремились быть богатыми. Мы хотели лишь быть стабильными. А стабильность, однажды достигнутая, сама по себе является достаточным богатством».

Для путешественников, интересующихся аутентичным опытом и устойчивым развитием, Бан-Джамрунг предлагает уникальную возможность. Туристы могут совершить поездку по деревне на специально модифицированном транспорте, посетить фруктовые сады и ознакомиться с принципами экономики достаточности на практике. Этот опыт позволяет не только насладиться свежими продуктами и красивыми пейзажами, но и получить ценные знания о том, как местные общины Таиланда работают над своим будущим.

Bamboo Post

, , ,

Поиск недорогих авиабилетов
Powered by 12Go system