Строительные аварии в Таиланде угрожают безопасности людей
Частые инциденты на крупных инфраструктурных проектах по всей стране обнажают проблемы контроля и коррупции, создавая риск для граждан
В Таиланде на крупных строительных объектах часто происходят аварии, которые, как правило, остаются без должной ответственности и прозрачного расследования, сообщает Бангкок Пост. Это вызывает обеспокоенность за безопасность жителей и их имущество, особенно на фоне масштабного инфраструктурного строительства в Бангкоке и других регионах страны.
Одним из недавних примеров стал провал грунта размером 30 на 30 метров и глубиной 50 метров, образовавшийся 24 сентября 2023 года. Инцидент произошел на строительной площадке станции метро Самсен (Samsen) между госпиталем Ваджира (Vajira Hospital) и полицейским участком Самсен (Samsen police station). Этот участок входит в южное продолжение строящейся «Фиолетовой линии» (Purple Line) Управления скоростного транспорта Таиланда (MRTA).
К счастью, в результате этого инцидента никто не пострадал и не погиб, хотя строительные работы на станции были выполнены уже на 70%. Тем не менее, подобные происшествия, когда части строящихся объектов обрушиваются на оживленные дороги, которыми ежедневно пользуются тысячи людей, стали тревожной закономерностью.
Ни застройщики, ни ответственные государственные органы, ни профильные министерства редко предоставляют подробные объяснения причин аварий или информацию о виновных. Обычно после таких инцидентов пострадавшим предлагается компенсация, а для расследования в спешке формируется комиссия. Однако её выводы, как правило, не доходят до широкой общественности и со временем теряют актуальность.
За последние три-четыре года в Бангкоке и соседних провинциях произошло несколько крупных строительных аварий, привлекших широкое внимание СМИ. Одной из наиболее проблемных зон является трасса Рама II (Rama II Road), строительство которой ведётся уже более 20 лет. Эта дорога ежедневно пропускает около 250 000 автомобилей, поскольку является ключевым маршрутом на юг страны. Ответственность за трассу несут Департамент шоссейных дорог и Управление скоростных автомагистралей Таиланда.
В 2021 году рабочий компании Italian-Thai Development Plc погиб, упав с эстакадной балки во время монтажных работ. В июле 2022 года пятитонная бетонная плита с разворотного моста обрушилась на несколько автомобилей, что привело к двум смертям и двум ранениям. В августе 2022 года большой объем воды, хранившейся на брезенте на эстакаде, упал на рабочего, вызвав ещё одну гибель. В январе 2024 года оборвался трос крана с высоты 15 метров, что привело к одной смерти и одному ранению. Совсем недавно, 29 ноября 2023 года, в районе Мыанг провинции Самутсакхон (Samut Sakhon) обрушилась балка моста на 21-м километре трассы Рама II, унеся жизни шести человек и ранив девять.
Инциденты происходили и на проектах, реализуемых администрацией Бангкока (Bangkok Metropolitan Administration). Например, 10 июля 2023 года около 18:08 произошло обрушение на эстакаде над пересечением Латкрабанг (Lat Krabang), рядом с супермаркетом Lotus’s на дороге Луангпраенг (Luang Phraeng Road). Этот участок является частью проекта эстакады, соединяющей районы Оннут (On Nut) и Латкрабанг, и привел к более чем десяти пострадавшим и двум погибшим.
Мана Нимитмонгкол, президент Таиландской организации по борьбе с коррупцией (ACT), отмечает, что многочисленные инциденты вызывают серьёзные подозрения в сговоре и коррупции при реализации государственных проектов. Это касается как мелких контрактов, так и крупных инфраструктурных разработок.
Господин Мана упомянул громкое дело Камнан Нока (Правина Джанклая), арестованного в конце 2023 года по подозрению в заказном убийстве полицейского. Расследования показали, что Камнан Нок ежегодно выигрывал тендеры на более чем 200 государственных проектов. Это поднимает вопрос о возможности выполнения такого объема одной организацией, если только проекты не выигрывались через тендеры, а затем передавались субподрядчикам.
Проект национального спортивного стадиона, состоящий из 31 объекта, также столкнулся с задержками. Он находится под совместным контролем Управления спорта Таиланда и Департамента физического воспитания, при этом работы были поручены Департаменту шоссейных дорог. Трасса Рама II, также находящаяся в ведении Департамента шоссейных дорог, была отмечена хроническими задержками и повторяющимися авариями. Кроме того, обрушение строящегося здания Офиса Генерального аудитора (Office of the Auditor General) вызвало широкие общественные подозрения относительно причин такого структурного отказа.
По данным Krungsri Bank, объем государственных проектов в 2024 году составит 780 миллиардов тайских батов (около 21,25 миллиарда долларов США). При этом, по оценкам Университета Торгово-промышленной палаты Таиланда, до 200 миллиардов тайских батов (примерно 5,45 миллиарда долларов США) могло быть потеряно из-за коррупции, отмечает господин Мана. Он подчеркивает, что строительные проекты в Таиланде долгое время страдают от системных недостатков и конфликта интересов.
Процесс часто начинается с проектных фирм, которые получают плату не только за услуги по проектированию. Они также играют решающую роль в выборе материалов, отделки и оборудования. Это часто позволяет им получать комиссии или стимулы от поставщиков продукции, создавая встроенный конфликт интересов. В большинстве случаев проектные фирмы выбираются путем конкурса, но на практике этот процесс часто включает лоббирование или подкуп должностных лиц в различных ведомствах.
Профессор Аморн Пиманмас, президент Ассоциации инженеров-строителей Таиланда (Thailand Structural Engineers Association), разделяет обеспокоенность по поводу системной коррупции в проектах. Он выделил три основные причины: практика субподряда, когда генеральные подрядчики делегируют работу субподрядчикам без надлежащего контроля; слабый надзор, включающий назначение неквалифицированного персонала для контроля критически важных проектов; и подделка подписей инженеров. Профессор Пиманмас призывает к новым мерам по предотвращению таких злоупотреблений, начиная с реформы законов о субподряде. Это будет включать создание реестра квалифицированных и ответственных субподрядчиков.
Господин Мана подчеркивает острую необходимость реформы системы государственных закупок в Таиланде. По его мнению, необходимо расширить правила для поощрения более широкого участия частного сектора, стимулирования открытой конкуренции и предоставления правительству большего выбора. Это позволит отбирать подрядчиков на основе их возможностей и производительности, а не просто по самой низкой цене. Информация о проектах также должна раскрываться более прозрачно для увеличения общественного участия.
Для туристов, экспатов и цифровых кочевников, находящихся в Таиланде, важно проявлять внимательность при перемещении вблизи крупных строительных объектов. Задержки в реализации проектов и возможные аварии могут влиять на дорожное движение и безопасность. Особое внимание следует уделять дорогам с активным строительством, например, трассе Рама II, где риск инцидентов остается повышенным.
бангкок, безопасность, коррупция, Таиланд